Из Арктики вернулось Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»

В экспедиции приняли участие представители из 12 научных организаций и ученые России, Китая, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Италии, Великобритании и США

Экспедиция судна «Академик Мстислав Келдыш», в международный состав которой вошли ученые 12 организаций, вернулась из морей Восточной Арктики в Архангельск, сообщает пресс-служба Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ).

Программа исследования мирового океана является частью национального проекта «Наука» и предусматривает морские экспедиции.  Экспедиция научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организована Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН совместно с Тихоокеанским океанологическим институтом ДВО РАН им. В. И. Ильичева. В ней приняли участие ученые и студенты из 12 научных организаций, в том числе Томского политехнического университета, Московского физико-технического института, МГУ им. М. Ломоносова, Института микробиологии РАН им. А. Виноградского, Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, и Национального научного центра морской биологии ДВО РАН.

Впервые участие в комплексной экспедиции в моря Восточной Арктики приняли ученые из  САФУ имени М. В. Ломоносова, Сколковского института науки и технологий, океанографических институтов Минприроды КНР.

В подготовке экспедиции наряду с российскими исследователями приняли участие ученые из Швеции, Норвегии, Нидерландов, Италии, Великобритании и США. Всего в рейсе было задействовано 65 исследователей, большая часть которых — молодые ученые,  в том числе студенты и аспиранты.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил: «Большое значение имеет состав участников арктической  экспедиции «Академика Мстислава Келдыша» — в нее вовлечены ведущие и молодые ученые, а также студенты из различных регионов России: от Дальнего Востока и Сибири до Москвы и Санкт-Петербурга».

«Все экспедиции научно-исследовательского флота Минобрнауки России носят комплексный характер, в них участвует более 600 исследователей. Для молодых исследователей возможность принять участие в экспедициях вместе с российскими и зарубежными учеными, может стать серьезным шагом в их профессиональной деятельности. Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь принимала участие в крупных исследовательских проектах, получала практический опыт на современном оборудовании российского научного флота, одного из самых передовых в мире», – добавил Михаил Котюков.

78-й рейс «Академика Келдыша» начался 17 сентября и проходил в два этапа. Первый этап экспедиции с комплексными исследованиями выполнен в морях Восточной Арктики — Восточно-Сибирском море и море Лаптевых, а также в Карском море.

Исследования, проведенные в рамках экспедиции, были направлены на решение ряда задач «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В первую очередь, это изучение состояния подводной мерзлоты, экологического состояния вод и донных осадков вдоль трассы Северного морского пути, потоков парниковых газов и других компонентов цикла углерода в арктической системе суша-шельф-атмосфера. Ученые отмечают, что более 80% всей подводной мерзлоты находится в морях восточной Арктики — на самом широком и мелководном шельфе Мирового океана.

Подводя предварительные итоги первого этапа экспедиции «Академика Мстислава Келдыша», начальник экспедиции, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов отметил: «Нами были документированы неожиданно высокие скорости деградации подводной мерзлоты, что в некоторых районах уже привело к заглублению ее кровли до горизонтов стабильности газовых гидратов. Более того, было показано, что в последние 30 лет скорости вертикальной деградации подводной мерзлоты удвоились по сравнению с предыдущими столетиями и достигли 18 см/год.  Сравнение размеров таких зон, изученных в прошедшей экспедиции, с результатами предыдущих 12 экспедиций показали  значительный рост площади зон протаивания подводной мерзлоты: до 3-5 раз за последние 5-7 лет. Эти исследования необходимы для научно-обоснованного прогноза деградации подводной мерзлоты и выбросов метана на ближайшее будущее», – сообщил Игорь Семилетов.

Ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова сообщила: «Вместе с опытными учеными в экспедиции приняли участие трое магистрантов-гидрометеорологов САФУ. Они занимались изучением распространения в Арктике метана и парниковых газов. Ещё одной важной темой стали исследования различных видов микропластика в морях Восточной Арктики. Интересно, что изучение содержания микропластика в западной части Российской Арктики, в акватории Белого, Баренцева и Карского морей, впервые проводились в рамках экспедиции «Арктический плавучий университет» САФУ в 2018 году. Важно сравнить и проанализировать результаты всех экспедиций, ведь микропластик представляет серьезную угрозу организмам, поглощающим его, и морским экосистемам в целом», — добавила Елена Кудряшова.

Руководитель геологического направления Института океанологии, член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский рассказал, что в сентябре этого года на «Академике Келдыше» специалистами Института океанологии впервые была смонтирована установка для отлова и учёта микрочастиц пластика проточным методом. Кроме этого, в ходе рейса были получены первые результаты применения технологии самовсплывающих донных станций, установленных в рамках пилотного проекта в районе хребта Гаккеля. «Данные сейсмографы, используемые для исследования земной коры и идентификации залежей углеводородов, были погружены на дно Северного Ледовитого океана осенью прошлого года с целью выполнения комплексных геофизических работ. Такие станции позволяют изучать труднодоступные и малоисследованные акватории в самых суровых условиях окружающей среды при минимальных трудозатратах», – добавил Леопольд Лобковский.

«Рассчитываем, что результаты проведенных в ходе экспедиции «Академика Мстислава Келдыша» исследований продолжат ряд публикаций из более 100 статей в  мировых топ-журналах, включая десять статей в группе Science и
Nature», – заключил  Игорь Семилетов.

Второй этап экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» начнется 23 октября и будет проходить по маршруту: Архангельск – Северная Атлантика – Северное море – Балтийское море – Калининград.

Пресс-служба САФУ