14:00, 29 августа 2018

Археологи провели обследование трассы будущего Северного широтного хода

Строительство не нанесет ущерба историко-культурному наследию региона.

Фундаментальная наука археология также задействована в решении практических задач, связанных с инфраструктурным развитием. В полевой сезон 2018 года ямальские учёные провели археологическое обследование трассы проектируемого Северного широтного хода на предмет наличия возможных памятников на участках, по которым пройдет железнодорожная магистраль.

Обследовано около 400 километров в Приуральском и Надымском районах. Археологических памятников, которым мог бы быть нанесен ущерб при строительстве трассы, не выявлено.

– На почти 400 километров будущей трассы, пройденных практически пешком, ничего относящегося к археологическому наследию обнаружить не удалось, – рассказал участвующий в этих работах старший научный сотрудник сектора археологии Научного центра изучения Арктики Андрей Гусев. – Лишь в Надымском районе обнаружили останки артефактов, относящихся, вероятно, к эпохе неолита. В Приуральском районе ничего не выявлено. Логическим объяснением является вовсе не безлюдность и необжитые территории, а то что будущая трасса пройдет на значительном удалении от главных водных магистралей региона. Проект трассы предусматривает ее расположение по водоразделу, на значительном удалении от крупных рек.

Заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Наталья Фёдорова отметила, что идее Северного широтного хода, на самом деле, более тысячи лет. Изучение древней и средневековой истории региона по материалам археологических памятников показывает, что важность существования морских и сухопутных путей сообщения, связывавших север Западной Сибири с соседними регионами, осознавали еще в те времена.

В 1222 году было совершено последнее путешествие викингов в Биармию, расположенную, согласно легендам, на севере Восточной Европы. Поход маркирован застежкой плаща того времени, найденной в районе Салехарда. До петровских реформ на север Западной Сибири ходили поморы. В XV-XVI веках были попытки проложить северный ход до Обдорска через Пустозерск, Печору и построенную для упорядочивания торговых связей Собскую заставу. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта строительства железной дороги, отклоненных правительством по причине преждевременности и нерентабельности.

– В двадцатом веке продолжением идеи стала известная пятьсот первая стройка, один из участков которой сейчас исправно функционирует – «Чум-Лабытнанги», – прокомментировала Наталья Фёдорова.

По словам исследователей, средневековая история торговых и культурных связей арктического региона подтверждает важность строительства Северного широтного хода.

Департамент науки и инноваций ЯНАО